Существуют разные мифы и легенды о Белом волке, ставшем прародителем многих народов. Мы расскажем малоизвестные версии. Их сюжеты немного похожи друг на друга, но…
Все же у этих мифов есть существенные отличия. А значит и рассказывать их надо по отдельности. В данной статье уральская легенда о происхождении тюрских народов.

Давным-давно, когда средь людей жили древние боги, стояла на краю тайги охотничья деревушка. Народ в деревне жил простой, питались тем, что сами себе в тайге добыть могут, но попусту зверя не убивали.
Вот пошёл как-то один молодой батыр в тайгу на охоту. Долго ли, коротко ли шёл, только довелось ему столкнуться с белой волчицей. Вскинул батыр свой лук, хотел выпустить стрелу — а волчица возьми и упади оземь. Смотрит батыр, ранена волчица: застряла у неё в боку чья-то стрела. Нарочно ли другой охотник в волчицу стрелял, или она сама под чужую стрелу подставилась — неведомо, дело то уж было не исправить.
Лежит волчица на земле, глаза закрыла и кровью истекает. Жалко стало батыру молодую волчицу: хошь и дикий зверь — а всё одно живая душа в ней теплится. Выдернул батыр из волчьего бока стрелу, заткнул рану мхом, затем взвалил зверя себе на плечи да к дому повернулся.
Долго ли, коротко ли, принёс батыр волчицу к себе домой. Уложил он зверя беспамятного к себе на постель и вышел во двор водицы набрать, чтоб рану волчью промыть.
Вернулся батыр к волчице с водой — и дар речи потерял от увиденного: распласталася на ложе заместо волчицы дивица красоты небесной, и шкура её волчья рядом лежит серебром переливается. Смекнул батыр, что не простую волчицу нашёл, а самую что ни на есть дивицу-чаровницу из рода дивов.
Собрался батыр с духом, подошёл к дивице и стал рану её целебными травами да мазями умащивать. Открыла дивица глаза и говорит батыру:
— Спас ты меня, батыр, от неминуемой смерти: ежели б не ты, лежать бы мне сейчас на сырой земле и истекать кровушкой, покуда Дух с телом не расстанется. От того теперь должна я тебе службой верной отплатить — проси у меня чего душе хочется, всё по воле твоей исполню. Даю тебе в том честное дивье Слово.
Выслушал её батыр и отвечает:
— Кабы знала ты, дивица, думу мою, кабы видела, что в душе моей деется — не давала б тогда понапрасну обещания, не спешила бы Словом честным клятву свою крепить. Нет у меня никаких других желаний, кроме того, чтоб мужем тебе стать и женою любимой в свой дом ввести. Как узрел я тебя без шкуры волчьей в обличье истинном, так и прилепилось сердце моё к тебе крепко-накрепко: власья твои что путы шелковы связали душу мою крепче цепей железных, очи твои что звезды ясные приворожили сильнее зелья хмельного, уста твои сахарные словно мёд манят к себе пуще морока, а голос твой ласковый словно ручей лесной дрожью-немощью в руках-ногах отзывается. От того одна только дума во мне и есть: кабы стала ты мне женою верною – так не было бы во всём белом свете никого счастливее меня. А ежели не быть нам с тобою вместе, то и жизнь моя мне не мила – иссохну от тоски пропадом.
Как услышала дивица слова батыра, омрачилась ликом, призадумалась, а потом отвечает ему:
— Ежели есть на то воля твоя, стану я тебе женою верною и буду во всём слову твоему покорна. Но с одним уговором: покуда не вернулись ко мне силы, спрячь шкуру мою волчью в место надёжное, да никому то место не выдавай! Ежели буду я к тебе ластиться, да расспрашивать, где шкура моя волчья спрятана – ты молчи! Даже думать о том месте не смей, ибо все думы твои как открытую книгу увижу и где шкура моя волчья спрятана выведаю. Будет к тебе кто с расспросами о шкуре моей волчьей приставать – не отвечай! Потому как будем мы с тобой вместе лишь до тех пор, покуда я шкуру свою волчью не надену, а как примерю я шкуру свою волчью на себя – так мы с тобой навеки расстанемся, ничем меня уже не удержишь.
На том они и порешили. Взял батыр волчью шкуру серебряную, да и запрятал её в место тайное, надёжное, чтоб жена молодая ненароком даже случайно не нашла. А как поправилась дивица от хворобы, сыграли они свадебку и стали жить-поживать в ладу и согласии.
Прошли годы. За то время народились у батыра с дивицей семеро сыновей: статью в отца-батюшку пошли, а кровушка в жилах матушкина текла, с дивьей волшебной силушкой. Обучила дивица сыновей силою заветною управлять: как в волков оборачиваться, да обратно облик людской себе вернуть, как думу чужую слышать, да как волю чужую своей воле подчинить, как все преграды на пути избежать, да как от преследователей незримым уйти, как ветрами и другими стихиями управлять, да как травы лесные и каменья земные по пользе для себя различать. Много секретов дивьего рода открыла дивица своим сыновьям – все тайны земные и небесные им поведала. Да заодно упредила, что нельзя силой дивьей во вред другим пользоваться, иначе исчезнет сила заветная из жил и станет простой кровушкой как у людей.
Возмужали сыны батыра и дивицы. Стали они заместо отца-батюшки на охоту ходить: обернутся волками белыми с серебристыми шкурами – и бегут в тайгу, а спустя время домой с добычей воротятся и обратно в человеческий облик перекинутся. Батыр тем временем с женою дома оставался.
И вот стал батыр примечать, что как проводит жена сыновей на охоту, посмотрит вслед волкам с серебристыми шкурами – так и омрачается взгляд её думами тяжкими. Спрашивает батыр жену:
— От чего ты, душа моя, так печалишься, когда сыновья наши на охоту идут? Неужто сердце твоё беду для них чует и от того тревожится?
— Что ты, друг мой милый, во всем белом свете нет такой беды, чтоб нашим сыновьям могла вред причинить! Славных батыров мы с тобой вырастили – с любым дивом потягаться в умениях могут! Не о них тоска моя – а о шкуре моей волчьей. Вот бы и мне хоть разок шкуру свою волчью примерить, да по лесам и лугам вольным прогуляться! Стосковалась душа моя по волчьей жизни! Сколько лет мы с тобой вместе, столько и живу в облике человеческом, а душа к волчьему лику тянется. Кабы знал ты, как радостно бежать по лесам и лугам в шкуре звериной, кабы ведал, как сладостно дразнят ароматы лесные нюх волчий – достал бы шкуру мою волчью из потайного места и дал мне её примерить на себя. Пробежалась бы я по тайге один разок, да обратно к тебе вернулась.
Вспомнил тут батыр уговор с дивицей шкуру волчью ей не выдавать и пошёл в отказ. Уж как она к мужу ни ластилась, как ни уговаривала, а батыр молчит и место тайное, где шкура спрятана, не выдаёт. Даже думу о том месте в себе не допускает. Так и отступилась дивица ни с чем.
Как вернулись сыновья с охоты, стала дивица их потчевать да обхаживать, а сама меж тем говорит:
— Вот смотрю я на вас, сыны мои любимые, и до чего же душе моей за вас радостно! Гулять вам по лесам и лугам волей вольною, чуять запахи трав нюхом волчьим, слушать песни ветров слухом чутким – до чего ж сладостно в шкуре волчьей гулять!
— Отчего тогда, матушка, ты сама в волка не перекинешься, да вместе с нами гулять не пойдешь? — спрашивают её сыновья.
— От того, сыны мои славные, что нет у меня волчьей шкуры, ибо спрятана она надёжно в месте потаённом – и где то место находится, только ваш отец-батюшка и знает. Мне же то место не ведомо! — отвечает им дивица.
— Не печалься, матушка, выведаем мы у отца-батюшки, где шкура твоя волчья припрятана, и в другой раз все вместе гулять по лесам и лугам в облике волчьем отправимся! — пообещали дивице сыновья.
Как только выпало удачное времячко, стали они как бы между делом отца-батюшку о волчьей шкуре своей матушки расспрашивать:
— Скажи, батюшка, а правда ли, что матушка наша в былые времена тоже могла волком перекинуться?
— Правда, — как ни в чём не бывало отвечает сыновьям батыр, а сам меж тем уж смекнул, к чему они разговор затеяли.
— Ежели так, дозволь, батюшка, шкуру волчью нашей матушки из потаённого места достать? – просят батыра сыновья. – Уж больно охота нам хоть разок вместе с матушкой вволю по лесам да лугам стаей волчьей пробежаться.
— Что вы, сыны мои любимые, я уж и сам не помню, где то потаённое место находится, в котором шкура волчья вашей матушки запрятана! – не моргнув глазом, солгал батыр. А чтобы сыновья его ни об чём не догадались и мысли его не выведали, сам в себе думу держит, будто и впрямь не знает, где шкура лежит. – Много лет минуло с тех пор, как я вашу матушку в тайге повстречал, почитай уж вся жизнь прожита! Самому хочется шкуру волчью жене любимой вернуть, дабы душенька её хоть немного тому порадовалась! Да токмо стар я уже, совсем не та память с годами стала, даже не знаю, в каком месте ту шкуру волчью искать.
— Что ж, батюшка, ежели так, ничего не поделаешь, — отступились от него сыновья. Сами же меж собой втихомолку уговорились шкуру волчью во что бы то ни стало отыскать и матушке своей вернуть.
Так оно и случилось. Нюхом ли вострым звериным они её учуяли, али что другое помогло – не ведомо. Токмо нашли они шкуру заветную и с превеликою радостью домой с добычей ценною воротилися.
Как увидела дивица шкуру свою волчью – в тот же миг очи её огнём жарким разгорелися, до того захотелося ей шубку серебристую на себя примерить! Не сдержалась она, накинула на себя волчью шкуру – и в тот же миг в волчицу белую перекинулась. Затмился разум её жаждой волчьей жизни, взвыла она тоскливо жалостно, словно прощалася, махнула хвостом – и только её и видели! Батыр даже слова промолвить не успел, а от любимой жены и след простыл!
Догадались тут сыновья, что не с проста батюшка шкуру волчью от любимой матушки прятал, повинилися перед ним виною горькою, да токмо поздно уж было каяться, сделанного обратно не повертать.
Не вернулась белая волчица к родному дому и сыновьям. Исчезла, будто и не было её никогда. Как ни звали они её голосом человеческим, как ни выли в ночи призывно по звериному – не откликнулась дивица на зов сыновей. Может не слышала, а может в далёких краях уж была, в дивье царство к родичам кровным ушла – никому не ведомо.
В свой срок поженил батыр всех сыновей и народили они ему славных внуков. Обучили отцы своих детей премудрости дивьей, что матушка родная им передала, и стали внуки батыра по примеру своих отцов волками белыми перекидываться. В свой черёд пришла пора внукам семьями обзавестись и детишек народить. Так и размножился по всей Земле-Матушке род Белого волка…

Много веков минуло с тех пор. Многие народы уходят корнями к белой волчице из рода дивьего, да немногие ведают, какой силой обладали их могучие предки. Утратили потомки белой волчицы умение в звериное обличье перекидываться – и даже памяти о том средь людей не осталось.
От чего так случилося и можно ли вернуть утраченное – о том старики другие мифы рассказывали…